Основная образовательная программа

Основная образовательная программа


 

 

 

 

 

 

 
 

УТВЕРЖДЕНО

МБОУ Гущинская НШ

Директор __________________ Сучкова.Н.А

Основная образовательная программа

МБОУ Гущинская НШ

Алексеевского муниципального района

Волгоградской области

Начальное общее образование

 

Составитель программы:

Директор  Сучкова .Н.А

МБОУ Гущинская НШ

Пояснительная записка.

1.1 Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения Гущинской начальной общеобразовательной  школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения   к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом  Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373)  и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование основ умения учиться и способности к организации собственной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени образования как фундамента последующего обучения, которые связаны с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - переходом к учебной деятельности, освоением новой социальной позиции, принятием и освоением ребёнком новой социальной  роли ученика, формированием  у школьника способности к организации своей деятельности, изменением самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности, моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Данная программа учитывает характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени, развитие целенаправленной мотивированной активности учащегося, направленной на овладение учебной деятельностью.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования школы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными,  семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего  школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Основная образовательная программа школы предназначена для удовлетворения индивидуального, социального, государственного заказа в области образования и направлена на удовлетворение потребностей:

- учащихся и родителей - в развитии умственного, физического и духовного потенциала каждого учащегося; его успешной социализации в обществе, сохранения и укрепления здоровья, готовности к продолжению образования на следующей ступени;

-          общества и государства - в формировании человека и гражданина, способного к продуктивной, творческой деятельности в различных сферах жизни, нацеленного на совершенствование и преобразование общества.

Основная образовательная программа школы  является документом, регламентирующим содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса, определяющим путь достижения образовательного стандарта.

В школу принимаются дети, достигшие на 1 сентября возраста 6 лет 6 месяцев. Продолжительность обучения на первой ступени - 4 года (1-4 классы).  На первой ступени обучения в школе реализуются учебные программы УМК «Школа России». Обучение осуществляется в 1 смену.

1.2 Условия реализации образовательной программы.

    Нормативно-правовое   обеспечение:

-    Закон РФ «Об образовании»

-    Конвенция о правах ребёнка

-    ФГОС второго поколения

-    Типовое положение об общеобразовательном учреждении

-    Устав школы

-    Локальные акты образовательного учреждения

1.3  Кадровое обеспечение:

Начальная школа обеспечена учителями, прошедшими курсы по реализации ФГОС. Все предметы учебного плана преподаёт сам учитель начальных классов (1 – го класса).

1.4   Финансовое обеспечение:

Финансирование реализации основной образовательной программы на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования осуществляется по принципу нормативного подушевого финансирования.

1.5  Материально-техническое обеспечение:

Начальные классы занимаются в своих кабинетах, оборудованных новой современной мебелью, специально подобранной для младших школьников, имеющей возможность изменять высоту под рост ребёнка. Кабинеты полностью соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности.  Педагоги совместно с коллективом детей и родителей стремится создать уютную и комфортную обстановку.

В распоряжении школьников имеется спортивный (тренажерный) зал, площадка на территории школы, школьная библиотека.  Для организации питания имеется  школьный буфет.  Медицинское обслуживание школьников ведет фельдшер Гущинского ФАП.

1.6  Учебно-методическое и информационное обеспечение:

нацелено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы и содержит:

-    Примерные программы начального общего образования.

-   Рабочие  программы учебных курсов, разработанные педагогами с учётом ФГОС начального общего образования.

-    Учебники и рабочие тетради для учащихся.

-     Методические пособия для педагогов.

1.7 . Валеологические условия:

-    для учащихся 1-х классов - дополнительная неделя каникул в феврале;

-    обязательная нагрузка обучающихся не превышает предельно допустимую;

-    расписание составлено с учётом дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся, основные предметы чередуются с ИЗО, физической культурой, музыкой;

-   продолжительность перемен 15 минут, предусмотрено проведение динамической паузы в течение учебного дня (после 4 – го урока);

-   обеспечено выполнение санитарно-гигиенических норм освещённости, воздушно-теплового режима, уборки помещений;

-    организовано питание в школьной столовой.

1.8 Реализация содержания основной образовательной программы позволит достичь основных задач начального образования, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте:

-  становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

-  формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

-  духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

-  укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

1.9  Основная образовательная программа начального общего образования школы содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • учебный план образовательного учреждения;
  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов;
  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Срок  реализации программы - 4 года.

Общие положения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гущинская начальная школа, в  соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об образовании предназначена для обеспечения гарантированного  государством права последовательного бесплатного получения образования  детьми – юными гражданами России, достигшими школьного возраста с 6,6  до 18 лет  (№12-ФЗ «Об образовании», ст.19), на основе принципов:

- демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования, соблюдения единого государственного образовательного стандарта для всех форм получения образования трёх ступеней.

- формирования общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их  адаптации к жизни в обществе, основы для осознанного выбора и последующего освоения образовательных программ в средних и профессиональных программ в средних специальных учебных заведениях.

-  воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, потребности в здоровом образе жизни.

Планируемые результаты освоения обучающимися

основной программы начального общего образования.

 

 

Общие положения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гущинская начальная школа, в  соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об образовании предназначена для обеспечения гарантированного  государством права последовательного бесплатного получения образования  детьми – юными гражданами России, достигшими школьного возраста с 6,6  до 18 лет  (№12-ФЗ «Об образовании», ст.19), на основе принципов:

- демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования, соблюдения единого государственного образовательного стандарта для всех форм получения образования трёх ступеней.

- формирования общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их  адаптации к жизни в обществе, основы для осознанного выбора и последующего освоения образовательных программ в средних и профессиональных программ в средних специальных учебных заведениях.

-  воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, потребности в здоровом образе жизни.

Планируемые результаты освоения обучающимися

основной программы начального общего образования.

1. Модель выпускника начальной школы.

1.1.  Морально – нравственные качества личности:

  • добровольность и заинтересованность в равноправном участии в педагогическом процессе;
  • стремление к самостоятельности;
  • сочувствие и сопереживание людям, природе, чувство радости от помощи ближнему;
  • сформированность основ общения, нравственно – этических  норм поведения;
  • сформированность первичного контура общечеловеческих качеств гражданина: честности, совести, чувства собственного достоинства, воли;
  • первоначальные представления о культурном наследии своего народа;
  • сформированность личной ответственности.

1.2.  Знания, умения, навыки:

  • самостоятельное включение в процесс познания;
  • развитие общих способностей;
  • сформированность основ мотивов учебной деятельности, желания и умения учиться;
  • подготовленность к изучению основ наук;
  • овладение необходимым объемом знаний за курс начальной школы;
  • первоначальные представления о целостной картине мира;
  • физическое совершенствование, укрепление своего здоровья.

1.3 Целевые установки требований к результатам в соответствии с ФГОС
    Планируемые результаты.

Предметные результаты.

Русский язык.

  • Формирование первоначальных представлений о языке.
  • Освоение первоначальных знаний о системе русского языка.
  • Овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка.
  • Формирование  представления о языковом многообразии.
  • Понимание обучающимся того, что язык представляет собой явление культуры.
  • умение выражать свои мысли в связном повествовании.
  • Осознание языка  как основного средства человеческого общения и явление национальной культуры.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.
  • Соблюдение норм русского литературного языка в собственной речи.
  • Умение пользоваться правилами орфоэпии и орфографии.
  • Владение навыком правильного словоупотребления в прямом и переносном значении.
  • Овладение действиями с языковыми единицами.
  • Обладание коммуникативными умениями в говорении, чтении и письме.
      
          Литературное чтение.
  •  Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры.
  •  Восприятие  художественной литературы как вида искусства.
  • Формирование первичных навыков работы с информацией.
  • Формирование представления о культурно-историческом наследии России.
  • Осознание значимости чтения для личного развития; формирование этических представлений, готовности  к дальнейшему обучению, достижению необходимого уровня читательской компетентности, речевого развития.
  • Овладение  УУД, отражающими учебную самостоятельность и познавательные интересы.
  • Понимание цели чтения, использование разных видов чтения.
  • Умение  пользоваться словарями и справочниками.
  • Осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
  • Достижение необходимого  уровня читательской компетентности для продолжения образования, общего речевого развития.
  • Умение  вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, участвовать в диалоге при обсуждении произведений, соблюдение  правил речевого этикета.
  • Умение декламировать стихотворные произведения.
  • Умение  выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
  • Обладание  приёмами поиска нужной информации.
  • Овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу художественных произведений.
     
             Иностранный язык.
  • Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка.
  • Владение элементарными коммуникативными умениями в говорении, чтении и письме.
  • Умение строить диалоговую речь на основе своих речевых возможностей,  монологовую  речь, строить сообщения на предложенную тему, адекватно отвечать на вопросы, выделять главную мысль.
  • Освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью.
  • Умение пользоваться словарями для расширения лингвистических знаний и кругозора.
  • Умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
  • Формирование толерантного отношения  к носителям другого языка.
  • Владение правилами речевого и неречевого поведения со сверстниками другой языковой среды и культуры.
     
              Математика.
  • Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов.
  • Освоение основы математических знаний, умений сравнивать и упорядочивать объекты по разным математическим основаниям.
  • Умение  устанавливать пространственные отношения между предметами, распознавать и изображать геометрические фигуры.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения.
  • Овладение умениями моделирующей деятельности.
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний.
  • Умение  принимать практические решения на основе прочитанного задания.
  • Умение выполнять устно и письменно арифметические действия, распознавать и изображать геометрические фигуры.
  • Овладение умениями устного счёта.
  • Умение проводить проверку правильности вычислений разными способами.
  • Умение  представлять, анализировать, интерпретировать данные таблиц и диаграмм.

  • Окружающий мир.
  • Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
  • Умение различать государственную символику РФ.
  • Умение оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных ситуациях.
  • Формирование  уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре страны.
  • Умение ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего.
  • Умение находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков, используя дополнительные источники информации.
  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил поведения.
  • Освоение  основ экологической и культурологической грамотности.
  • Соблюдение правила поведения в мире природы и людей.
  • Освоение норм адекватного поведения в окружающей  природной и социальной среде.
  • Знание правил здорового образа жизни.
  • Освоение доступных способов изучения природы и общества.  Владение элементарными способами изучения природы и общества.
  • Умение проводить наблюдения в природе, ставить опыты.
  • Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.
  • Умение видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире.
  • Умение фиксировать результаты наблюдений или опыта в предложенной форме.
      
                Изобразительное искусство.
  • Формирование первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека.
  • Обладание  чувством прекрасного и эстетического на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
  • Умение  оценивать произведения искусства с эстетической точки зрения и на уровне эмоционального восприятия.
  • Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
  • Овладение навыком изображения многофигурных композиций на значимые жизненные темы и опытом участия в коллективных работах на эти темы.
  • Умение изображать  пейзаж, натюрморт, портрет, выражая к ним своё эмоциональное отношение.
  • Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.
  •  Умение различать виды художественной деятельности.
  • Обладание опытом участия в художественной творческой деятельности.
     
               Музыка.
  • Формирование  представления о роли музыки, знание  основ музыкальной культуры.
  • Формирование основ музыкальной культуры деятельности, интереса к народной музыке, творчеству родного края.
  • Умение ориентироваться в музыкальном поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России.
  • Умение сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.
  • Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
  • Умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, Эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражать своё отношение к нему в различных видах музыкальной деятельности
  • Использование музыкальных образов при создании музыкальных композиций.
  • Умение организовать культурный досуг, самостоятельную творческую деятельность.

 
              Технология.

  • Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека.
  • Формирование уважительного  отношения к труду людей.
  • Понимание культурно-исторических ценностей традиций, отраженных в предметном мире.
  • Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре.
  •  Знание общих правил создания предметов рукотворного мира и умение руководствоваться ими в своей деятельности
  • Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.
  • На основе полученных представлений о многообразии материалов, их  видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни. Умение осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей.
  • Знание правил техники безопасности.
  • Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских задач.
  • Умение  изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу образцу и доступным заданным условиям.
  • Умение  делать развёртку заданной конструкции и изготавливать заданную конструкцию.
      
                      Физическая культура.
  • Формирование начальных представлений о значении физической культуры.
  • Формирование  понятий «физическая культура», «режим дня», « физическая подготовка».
  • Понимание положительного влияния физкультуры на физическое и личностное развитие.
  • Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.
  • Овладение  знаниями о роли и значении режима дня в сохранении и укреплении здоровья.
  • Умение подбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами.
  • Умение определять дозировку и последовательность выполнения упражнений.
  • Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием.
  • Выполнение упражнений по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки.
  • Умение выполнять упражнения на развитие физических качеств.
  • Умение оценивать величину нагрузки по частоте пульса.

Учебный план начального общего образования

Учебный план начальной школы призван сформировать основы функциональной грамотности учащихся, обеспечить развитие обучающихся, овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

      С введением федерального образовательного стандарта начального общего образования начальная школа должна обеспечить выполнение следующих целей:

  • развитие личности школьника, его способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных, эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных  видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

     Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации  данной образовательной программы начального общего образования определено в уставе МБОУ Гущинская НШ.

        Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 организовано только в первую смену при пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

   Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать для обучающихся 1-х классов 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

   Обучение в 1-м классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый);  во втором полугодии (январь – май) – по 4 урока по 45 минут каждый.

     Согласно СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 проводится не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Учебный план МБОУ Гущинской НШ для 1-4 классов ориентирован на четырехлетний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального образования.    Реализация образовательного стандарта в рамках образовательной модели «Школа России» начального образования ориентирована на первоначальное формирование основных сторон личности:    

                            - познавательной культуры;

- коммуникативной культуры;

- нравственной культуры;

- эстетической культуры;

- трудовой культуры;

- физической культуры.

Цель программы "Школа России" - обеспечение современного образования младшего школьника. Учебно-методический комплект "Школа России" сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников, обеспечивает гражданско-ориентированное образование, глобально-ориентированное образование. Учебно-методический комплект "Школа России" имеет такие качества как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, вариативность. Базовая часть учебного плана включает обязательный набор предметов: русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, технология, - соответствует федеральному  государственному стандарту и обеспечивается программой для начальной школы образовательной модели «Школа России»

Учебный план МБОУ Гущинской НШ

На 2017-2018 учебный год

Предметные области

clip_image001.gifучебные

предметы

классы

Количество часов в год
2 3 4
Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение Русский язык 170 170 170
Литературное чтение 136 136 102
Иностранный язык Иностранный язык 68 68 68
Математика и информатика Математика 136 136 136
Общество-знание и естествознание Окружающий мир 68 68

68

Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - -

34

Искусство Музыка 34 34

34

Изобразительное искусство 34 34

34

Технология Технология 34 34

34

Физическая культура Физическая культура 102 102 102
Минимальный объем годовой учебной нагрузки Не менее 782 Не менее 782

Не менее

782

Компонент образовательного учреждения ( 5 дневная рабочая неделя)  - -

-

Предельно  допустимая годовая нагрузка  при 5 –дневной учебной неделе 782 782

782

       Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм. Вариативная часть учебного плана представлена внеурочной деятельностью, организованной в соответствии с требованиями ФГОС по основным направлениям развития личности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности духовно – нравственное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное,  через ведение регулярных внеурочных занятий  (кружков), экскурсии, олимпиады, соревнования, организацию  отдыха в каникулярный период, в том числе оздоровительных лагерей на базе школы.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности и  организации свободного времени учащихся. Ориентиры в организации внеурочной деятельности в первом классе нашей школы:

  • запросы родителей, законных представителей первоклассников;
  • приоритетные направления деятельности школы;
  • интересы и склонности педагогов;
  • возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
  • рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

           Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:

направление Название кружкового  объединения Количество часов
1 Спортивно-оздоровительное «Основы физической подготовки»

3

2 Художественно-эстетическое «Танцевальный» 3

итого

6

 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся

на ступени начального общего образования

 

     Цель программы:  обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

       Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующих разделу Фундаментального ядра содержания.

     Задачи программы:

- установить ценностные ориентиры начального образования;

- определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

- выявить в содержании предметных линий  универсальные учебные действия  и  определить условия формирования  в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

Программа  формирования универсальных учебных действий содержит:

а)  описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;

б) характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

в) связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК «Школа России» и   типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России»;

г) Планируемые результаты сформированности УУД.

    а) ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования  следующим образом:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

-  чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

-  восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- отказ от деления на «своих» и «чужих»;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

- доброжелательность, доверие и  внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; 

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;

-  формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

-  формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

 критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей. Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир

  • Владеющий основами умения учиться.
  • Любящий родной край и свою страну.
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
  • умеющий высказать свое мнение.
  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

б) В ФГОС начального общего образования  содержится  характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:

   Личностные универсальные учебные действияобеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

• нравственно-этическая ориентация, в том числе,  и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),  обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действияобеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,

научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-_символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников

и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.


 


Характеристика  результатов формирования УУД на разных этапах обучения
по УМК 
«Школа России»в начальной школе

 

Класс Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
1 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать  в паре.

2 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине. 

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Использовать в работе простейшие  инструменты и более сложные приборы (циркуль).

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план .

5. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

3 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

8. Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

а, иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

4 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

1. Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

в) Универсальные учебные действия  в  УМК «Школа России» рассматриваются как совокупность педагогических ориентиров в организации  образовательного процесса в начальной школе.

Показателем успешности формирования УУД будет  ориентация школьника на выполнение  действий, выраженных  в  категориях:

знаю/могу, хочу,  делаю.

Психологическая терминология Педагогическая терминология Язык ребенка

Педагогический ориентир.

(результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником )  знаю/могу, хочу,  делаю

Личностные универсальные учебные действия.

Воспитание личности

(Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса)

«Я сам».

Что такое хорошо и что такое плохо

«Хочу учиться»

«Учусь успеху»

«Живу в России»

«Расту хорошим человеком»

«В здоровом теле здоровый дух!»

Регулятивные универсальные учебные действия.

самоорганизация

«Я могу»

«Понимаю и действую»

«Контролирую ситуацию»

«Учусь оценивать»

«Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»

Познавательные универсальные  учебные  действия.

исследовательская культура

«Я учусь».

«Ищу и нахожу»

«Изображаю и фиксирую»

«Читаю, говорю, понимаю»

«Мыслю логически»

«Решаю проблему»

Коммуникативные универсальные учебные действия культуры общения

«Мы вместе»

«Всегда на связи»

 «Я и Мы».

 

 

 

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

(на основе образовательных ресурсов УМК «Школа России»)

    Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении  ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

     Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. В частности, учебные предметы «Русский язык», обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.

Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаковосимволических действий — замещения (напри мер, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского и родного языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.

«Литературное чтение». Требования к результатам изучения учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностносмысловой сферы и коммуникации).

 Литературное чтение — осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. На ступени начального общего образования важным средством организации понимания авторской позиции, отношения авто ра к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение.

Учебный предмет «Литературное чтение», обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

• смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

• самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально действенной идентификации;

• основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричаст ности подвигам и достижениям её граждан;

• эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

• нравственно этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

• эмоционально личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

• умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

• умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

• умения устанавливать логическую причинно следственную последовательность событий и действий героев произведения;

• умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

«Иностранный язык» обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:

• общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса; 

• развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;

• развитию письменной речи;

• формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать со беседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий — формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелатель ного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Изучение иностранного языка способствует развитию общеучебных познавательных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).

«Математика». На ступени начального общего образования этот учебный предмет является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических и алгоритмических. В процессе знакомства с математическими отношениями, зависимостями у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели; использования знаковосимволических средств для моделирования математической ситуации, представления информации; сравнения и классификации (напри мер, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию.

Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия. Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования. В процессе обучения обучающийся осваивает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной куль туре и необходимых как для обучения, так и для его социализации.

«Окружающий мир». Этот предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

• умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

• формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях свое го народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

• формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

• развитие морально этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:

• овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;

• формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);

• формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

«Музыка». Этот предмет обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе. Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения вы являть выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

«Изобразительное искусство». Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных действий. Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно следственных связей и отношений.

При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобрази тельного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов обеспечивают формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся.

«Технология». Специфика этого предмета и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена:

• ключевой ролью предметно преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;

• значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров);

• специальной организацией процесса планомерно по этапной отработки предметно преобразовательной деятельности обучающихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста — умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;

• широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса;

• формирование первоначальных элементов ИКТ компетентности учащихся.

Изучение технологии обеспечивает реализацию следующих целей:

• формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно преобразующей деятельности человека;

• развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в фор ме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);

• развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и при менять его для решения задач); прогнозирование (предвосхи щение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

• формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно преобразовательных действий; • развитие планирующей и регулирующей функции речи;

• развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно продуктивной деятельности;

• развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;

• формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно преобразующей символикомоделирующей деятельности;

• ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предвари тельному профессиональному самоопределению;

• формирование ИКТ компетентности обучающихся, включая ознакомление с правилами жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу по знания учения, к состоянию неполного знания и другим аспектам.

«Физическая культура». Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальных действий:

• основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;

 • освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

• развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;

• освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

«Физическая культура» как учебный предмет способствует:

• в области регулятивных действий развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

• в области коммуникативных действий развитию взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и кооперации (в командных видах спорта — формированию умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).